Пятница, 09.12.2016, 12:42
TERRA INCOGNITA

Сайт Рэдрика

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Истории

Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова

К середине XVIII века над Европой во всю властвовала Великая Эпоха Просвещения, отметалось всё старое, активно внедрялось в жизнь всё новое. На смену устаревшим принципам в науке, технике, морали и жизненном укладе пришло прогрессивное мировоззрение. Характерным для того времени было отсутствие чёткого разделения основных наук на отдельные, более мелкие дисциплины, что свойственно современности.

  эпоха просвещения

Если на всё это смотреть глазами современных учёных, то их коллеги Эпохи Просвещения просто вслепую, а зачастую надеясь только лишь на удачу, прокладывали дорогу к новым знаниям. Европейские учёные того времени были вынуждены приложить немало усилий для того, чтобы как-то систематизировать тот объём новейших знаний, с которым они столкнулись. XVIII век был эрой универсальных учёных с энциклопедическими знаниями и таким же подходом к делу. Жажда познать и постичь что-то новое постоянно не давала им покоя.

В России XVIII века типичным представителем универсального учёного того времени был Михаил Ломоносов. Химия, физика и многие другие естественные науки – вот области его интересов, исследований и множества разработок.

Эпоха учёных-универсалов

М.В. ЛомоносовВремя, когда Россия заслуженно обрела статус одной из сильнейших стран Европы совпало с периодом становления Михаила Ломоносова величайшим учёным – представителем Эпохи Просвещения. Ему, как и большинству его коллег-современников, удавалось очень гармонично сочетать гуманитарные и естественные науки. Значительную часть своего времени Ломоносов уделял занятию различными искусствами, в чём ему удалось немало преуспеть и многого добиться.

В Европе того времени стремительный подъём переживала стекольная промышленность. Особенной популярностью пользовалось одно из его направлений – изготовление мозаики. Материалом для создания мозаичных панно являлась смальта – очень прочное и непрозрачное стекло. В процессе её производства, на разных стадиях, в расплавленное стекло добавляют оксиды разных металлов, что придаёт материалу необыкновенную прочность и всевозможные оттенки любого цвета.

Ломоносов был очень увлечён этой темой и посвятил множество своих трудов, исследований и разработок стекольному производству. Он даже построил фабрику по производству смальты и цветного стекла, которая с успехом выпускала эту очень востребованную продукцию.

Мозаика Михаила Ломоносова

В самом начале XI века в Киевскую Русь из Византии попало искусство мозаики. Но к середине XVIII столетия эти знания были уже порядком позабыты.  Увлёкшись данной идеей, Ломоносов досконально изучил мозаичное искусство в оформлении знаменитых соборов Киева – Златоверхого и Софийского. Великий учёный возродил к жизни казалось бы дано и безвозвратно утраченные секреты производства и дальнейшей обработки цветного стекла и смальты.

Для того, чтобы постичь все тонкости и премудрости мозаичного искусства, Ломоносов изучал работы великих итальянских мастеров того времени, так хорошо преуспевших в развитии данного направления. Вот здесь-то ему и особенно пригодились те знания по химии, физике, металлургии и горному делу, которые он приобрёл обучаясь в немецких университетах Фрайберга и Марбурга.

Петр-IПосле нескольких лет убеждений и уговоров различных государственных чиновников Ломоносов добивается выделения денег на создание своей лаборатории. В 1748 году она начинает работать, а учёный вплотную приступает к проведению своих опытов.

Ломоносов буквально ночевал в лаборатории, экспериментируя и систематизируя полученные знания. И успехи не заставили себя долго ждать – были разработаны методики позволяющие получать смальту различных цветов и широкой гаммы оттенков. В этом деле Ломоносову удаётся значительно превзойти все имеющиеся к тому времени достижения других мастеров.

Первые произведения Ломоносова

Вскоре Ломоносов получает деньги на строительство своей стекольной фабрики. Это удаётся ему после блестящей демонстрации результатов своих исследований представителям Императорского двора. К тому же, учёному удалось найти двух очень талантливых учеников.

Первым произведением мозаичного искусства руки Михаила Ломоносова стал портрет Петра I. Лицо императора на этом панно было копией с картины художника Л. Каравакка, а стальные латы позаимствованы с произведения мастера живописи Ж. М. Натье. Работа Ломоносова стала шедевром, подтверждающим возрождение российской школы мозаичного искусства.

Ученики Ломоносова, Васильев и Мельников, набрали мозаичный портрет графа Шувалова. Это стало благодарностью учёного своему покровителю, за оказанное содействие и помощь. Кстати, данная работа сейчас выставлена в Государственном Эрмитаже.

Мозаичное панно "Полтавская баталия"

Венцом творчества мастерской мозаики Михаила Ломоносова стало монументальное произведение «Полтавская баталия». Два года, с 1762 по 1764, понадобилось чтобы создать это гигантское полотно. Достаточно сказать, что при высоте 4.8 м оно имеет ширину 6.4 м.

  Панно Полтавская баталия

Ломоносов задумал 12 мозаичных картин описывающих жизнь и деятельность великого Петра I и панно с изображением Полтавской битвы было лишь первым произведением из этого цикла. В планах учёного значилось украсить ими внутреннее убранство Петропавловского собора – усыпальницы великого российского Императора. Но смерть Ломоносова в 1765 году внесла свои коррективы в этот грандиозный замысел учёного – ему было не суждено осуществиться. Сейчас данное произведение находится в здании Академии наук, в Санкт-Петербурге, куда была перенесена в 1925 году.   

По материалам статьи: Мозаика М.В. Ломоносова

Категория: Истории | 15.04.2015
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Меню сайта

Чат

Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 28
Пользователей: 1
Redrik

 
Copyright Redrik © 2016