Воскресенье, 11.12.2016, 05:14
TERRA INCOGNITA

Сайт Рэдрика

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Криминальное Чтиво » Хорошие книги

Жан-Мишель Генассия / Клуб неисправимых оптимистов
26.02.2016, 12:31
Существуют пользующиеся дурной славой кварталы, отсылающие вас в ваше прошлое, куда, вообще-то, лучше не соваться. Думаешь, что все забыл, — раз не думаешь о нем, значит забыл, а оно раз — и тут как тут. Я старался обходить стороной Монпарнас — там жили призраки, с которыми я не знал, что делать. Один из них шел сейчас мне навстречу по тротуару бульвара Распай. Я узнал его неподражаемое ратиновое пальто в стиле Хэмфри Богарта времен пятидесятых. Есть люди, которых оцениваешь по походке. Павел Цибулька — православный христианин, партизан Второй мировой, король великого идеологического уклона и скучных анекдотов, надменный, гордый и статный, двигался плавно и неспешно. Я обогнал его. Павел располнел, пальто перестало застегиваться, взлохмаченная седая шевелюра придавала ему богемный вид.
— Павел…
Он остановился, посмотрел на меня, пытаясь сообразить, где мог видеть это лицо и почему оно о чем-то смутно ему напоминает, но в конце концов покачал головой — нет, простите, но…
— Это я… Мишель. Ну же, вспоминай.
Он разглядывал меня — недоверчиво, даже с подозрением:
— Мишель?.. Малыш Мишель?
— Бывший «малыш», Павел, бывший — я давно обогнал тебя в размерах.
— Малыш Мишель!.. Сколько лет мы не виделись?
— Пятнадцать. В последний раз встречались здесь же… по поводу Саши.
Мы помолчали, взгрустнули, обнялись. Он крепко прижал меня к себе:
— Я бы тебя не узнал.
— А вот ты не изменился.
— Не смей издеваться. Я вешу сто кило. Проклятые диеты…
— Счастлив тебя видеть. Где остальные? Или ты пришел один?
— Я еще не пенсионер, так что иду на работу.
Павел по-прежнему говорил с тягучим славянским акцентом, но его речь сделалась более энергичной. Мы пошли в «Селект», где, как мне показалось, все прекрасно знали Павла, сели, и официант тут же принес ему крепкий кофе и кувшинчик холодного молока, а потом принял заказ у меня. Павел цапнул с соседнего столика корзинку с круассанами и умял сразу три штуки, продолжая говорить с набитым ртом, причем вполне разборчиво. Павел сбежал из Чехословакии лет тридцать назад и с тех пор жил во Франции в более чем стесненных обстоятельствах. Он в самый последний момент, чудом, избежал чистки, погубившей бывшего генсека КПЧ Сланского и его ближайшего соратника, министра иностранных дел Клементиса. Бывший посол Чехословакии в Болгарии, автор справочного издания «Брестский мир: дипломатия и революция» работал ночным портье в гостинице в Сен-Жермен-де-Пре и жил там же, в комнатенке на верхнем этаже. Он надеялся рано или поздно встретиться со старшим братом, который в конце войны уехал в Америку, но ему постоянно отказывали в визе — мешала биография.
— Визу они мне не дадут. И брата я больше не увижу.
— Я знаком с одним атташе из посольства. Могу с ним поговорить.
— Не бери в голову. У них на меня «досье» толщиной с мою задницу. Я прохожу как один из основателей Коммунистической партии Чехословакии.
— А это так?
Он пожал плечами с видом смирившегося со своей участью человека.
— В тридцатые годы в Праге, в мои студенческие времена, все было просто и ясно. Следовало решить, на чьей ты стороне — угнетателей или угнетенных. Мне не пришлось выбирать лагерь — я в нем родился. Я был молод, убежден в нашей правоте и в том, что иного решения для страны не существует. Да, я был партийным функционером с дипломом юриста. Я верил, что поголовная грамотность и электрификация поспособствуют рождению нового человека. Никто и подумать не мог, что коммунизм пожрет нас, как Сатурн своих детей. Отношение к капитализму было однозначным. Во время войны одни поддерживали коммунистов, другие — фашистов. Хуже всего приходилось неопределившимся. Мы были полны энтузиазма. Я ни в чем не сомневался. Но после освобождения все пошло не так. Моих друзей вешали, семью терзали до тех пор, пока она от меня не отреклась, а нынешние защитнички «общечеловеческих ценностей» плевать на это хотели. Они, видите ли, не нуждаются в компании старого коммуняки — я решил, что достану их, и каждый год запрашиваю визу. Они отказывают. Я через год повторяю попытку.
— Значит, ты больше не коммунист?
— Был, есть и буду!
— Но доктрина оказалась несостоятельной. Коммунистические режимы рушатся один за другим.
— Коммунизм — прекрасная идея, Мишель. Слово «товарищ» наполнено глубинным смыслом. А вот люди никуда не годятся. У Дубчека и Сво́боды вполне могло получиться, если бы им не перекрыли кислород. Кстати, мое дело сдвинулось с мертвой точки.
— Каким образом?
— Я написал Сайрусу Вэнсу, госсекретарю в администрации Джимми Картера. Он ответил. Можешь себе представить?
Павел осторожно достал из бумажника письмо в «том самом» конверте и дал мне прочесть. В ответе Сайруса Вэнса от 11 января 1979 года сообщалось, что запрос передан в компетентную инстанцию.
— Что думаешь?
— Это стандартная формулировка. Не стоит особенно надеяться.
— Они отреагировали впервые за двадцать пять лет. Это знак. Сайрус Вэнс — демократ, не республиканец.
— А раньше тебе что, не отвечали?
— Я был идиотом, адресовал просьбы лично президенту США. Глава государства слишком занятой человек, чтобы самолично отвечать всем страждущим. Написать госсекретарю мне посоветовал Имре.
— Возможно, ты постучался в правильную дверь. Что будешь делать, если снова откажут?
— Я больше не чехословацкий подданный. И не французский. Я — апатрид. Худший вариант из возможных. Превращаешься в призрака. У меня осталась крошечная надежда встретиться с братом. Он американский гражданин. Мы перезваниваемся раз в год, на Рождество. Брат — бригадир на стройке. У него семья, все хорошо, но в Европу он прилететь не может — слишком дорого. В будущем году я подам на визу. И еще через год снова подам.
Народу в кафе прибавилось — люди заходили расслабиться после похорон. Какая-то тетка нацелилась на нашу банкетку:
— Здесь свободно?
— Занято!
Женщина удивилась агрессивности тона, и она с приятелями отошла.
— Немыслимо! Банда придурков приперлась на кладбище, чтобы почтить память «выдающегося» придурка. Да у них солома вместо мозгов.
— Ничего не поделаешь, традиция.
— Лично я пойду и нассу на его могилу. Ничего другого он не заслуживает. Гордиться ему нечем.
— Он не мог поступиться убеждениями.
— Он все знал. Со времен Жида и Руссе. Я рассказал ему о Сланском и Клементисе. Он промолчал. Ему было известно о Кравченко. И он осудил Кравченко. Ты можешь понять и оправдать подобное? Бегать в своре, улюлюкать в общем хоре. Презирать жертв. Отрицать правду. Не есть ли это чистой воды поспешничество? Он был негодяем.
Павел умолк и тяжело задумался.
— Хотя… не мне тебя учить.
— Я не понимаю.
— Худшая вещь на свете — неблагодарность. Мы выживали, потому что они нас подкармливали, подбрасывали деньги.
— Кто?
Павел поднял на меня глаза, решив, что я придуриваюсь, понял, что это не так, и снизошел до объяснений:
— Оба. Кессель и Сартр. Доставали нам переводы, всякую мелкую работенку. У них был широкий круг знакомств среди главных редакторов газет и журналов. Мы работали добросовестно, выполняли нормы. Когда оказывались на мели, они платили домовладельцам и улаживали дело с судебными исполнителями. Куда было деваться? Мы все потеряли, а без них кончили бы жизнь клошарами. Когда Сартр ослеп и перестал выходить из дому, стало намного сложнее. Но два года назад они выручили Владимира. Помнишь его?
— Как сейчас.
— У него были крупные неприятности.
Ему не терпелось все мне выложить. Я вспомнил, как Владимир Горенко раздавал еду в задней комнате «Бальто».
— Так что случилось с Владимиром?
— До ухода на Запад он руководил нефтеперерабатывающим комплексом в Одессе. Во Франции он получил статус политического беженца. Работы не нашел — ни одно предприятие не захотело нанять его, даже те, с кем он вел дела. Никто и пальцем не пошевелил, чтобы помочь ему. Знаешь почему? Они опасались Москвы, не желали портить отношения. На словах эти люди обличали коммуняк, но дела с ними делали. Маркюзо, хозяин бистро, — ты его помнишь, он был хороший мужик — нашел Владимиру жилье, комнатку для прислуги, у колбасника на улице Дагер. Владимир вел его бухгалтерию.
— Хозяин платил ему колбасой и полуфабрикатами. Платил — громко сказано: Владимир вечно ворчал, что тот отдает ему остатки, которые так и так пошли бы на выброс.
— Все верно, но мы поживились той колбаской — Владимир со всеми делился. Это так, к слову. Следом за колбасником Владимира стали нанимать другие торговцы. У него образовалась своя клиентура, дела шли хорошо. Местным бухгалтерам это не понравилось, и они накатали на него донос. У Владимира масса достоинств, но диплома Политехнической школы у него не было, и чужих мнений он в расчет не принимал, полагая, что всегда и во всем прав. Одним словом — не дипломат, сам понимаешь. Делу дали ход, появились дознаватели, Владимир вышел из себя и, вместо того чтобы прикинуться пнем, повел себя заносчиво: «Я не боялся КГБ, я выжил в Сталинграде, так что вас и подавно не испугаюсь. Я работаю, плачу налоги и чихать на вас хотел!» Он закусил удила, никого не слушал, хотя многие его предупреждали. Не поверишь, что случилось, — его посадили. За осуществление незаконной деятельности эксперта-бухгалтера. Он разнес следователя в пух и прах, за что провел четыре месяца в предварительном заключении. Немыслимо! Держать в кутузке человека, владеющего то ли шестью, то ли семью языками. Все рухнуло. Знаешь, кто помог? Кессель пообщался со следователем, а Сартр заплатил штраф.
— И чем он теперь занят?
— Работает у того, кто на него настучал, вернул всех клиентов, но диплома ему не видать как своих ушей.
— Саша несколько раз об этом упоминал, но я не догадывался, что они вам помогали.
— Я думал, вы с Игорем друзья, но не знал, что ты был близок с Сашей. Никто его не любил… Он…
Павел поймал мой взгляд и оборвал фразу. Мы сидели в шумном зале и молчали, не зная, что делать с призраками прошлого.
— Я дружил с обоими.
— Да ну? Верится с трудом. Невозможно было иметь в друзьях и того и другого.
— А мне вот удалось. Саша однажды рассказал, что Кессель покрыл его долг за комнату, когда он в очередной раз просрочил дату платежа, но денег просить он у него не осмеливался.
— Кессель был великодушен. Выручал нас до самой своей смерти в прошлом году. Видишь, я тоже веду себя как мелкотравчатый мерзавец. Не стоит ничего ждать от людей. Делаешь кому-нибудь добро, а тебе плюют в рожу. Я не могу забыть того, что Сартр сказал, что дал понять, и, главное, того, о чем он умолчал, — это сильнее меня. Сартр был негодяем, салонным революционером, но щедрости и великодушия ему было не занимать. Впрочем, не все можно компенсировать деньгами.
— Выходит, я все эти годы ни черта не замечал. По молодости. Мне казалось, он тебя ценил.
— Я рассказывал ему анекдоты и байки. Смешил. У него была прекрасная память, но анекдотов он не запоминал и вечно просил повторить.
— Я помню Леонида и его любимую историю про Сталина и солнце.
— Давай, расскажи, будет здорово послушать еще раз.
— Сейчас, дай вспомнить. Ага. Прекрасное утро, Сталин просыпается, встает, обращается к солнцу: «Скажи мне, Солнце, кто самый красивый, умный и сильный человек на свете?» Солнце отвечает без задержки: «Ты, о Сталин, свет человечества!» В полдень Сталин снова спрашивает: «Скажи мне, Солнце, кто самый блистательный, гениальный и выдающийся деятель всех времен и народов?» И солнце подтверждает: «Ты, о несравненный Сталин». Перед ужином Сталин не может отказать себе в удовольствии спросить у солнца, кто лучший коммунист в мире. А солнце возьми да и ответь: «Ты больной, Сталин, психопат, безумец, я уже на Западе и в гробу тебя видало!»
Павел расхохотался, как будто услышал анекдот впервые в жизни.
— Рассказчик из тебя никакой. Французам это не дано. В исполнении Леонида «номер» длился целый час.
— Что да, то да. Леонид был мастер. Думаешь, он и правда рассказывал эту байку Сталину?
— Уверял, что да. Леонид не хвастун. Если я правильно помню, ты с ним дружил?
— Очень близко. Хотелось бы снова его увидеть.
— Леонид ненавидел Сашу.
— Все это «дела давно минувших дней», они мало кого интересуют.
Он ничего не ответил, только плечами пожал и взял очередной круассан:
— Угощаешь?
— Скажи-ка мне вот что: твою книгу о Брестском мире в конце концов издали?
— Да бог с тобой! Я сделал новый перевод, изменил текст, сократил объем. Сам знаешь — нет предела совершенству… Она понравилась одному молодому издателю, но он потребовал, чтобы я снял еще двести пятьдесят страниц — из девятисот шестидесяти пяти. У нас не сложилось.
  -------------
  "Скачайте книгу в нужном формате и читайте дальше"
Категория: Хорошие книги
Всего комментариев: 56
1 Nativ   (31.07.2016 15:49)
Под влиянием разговора в чате:

Redrik
"В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я покажу тебе музей,- сказала мне сестра".
Все-таки Михалков умел писать стихи, на всё жизнь в памяти залипали.)

10:45 UncleIgor
на всё жизнь в памяти залипали

Я поведу тебя в музей! - Сказала мне сестра.


Да-да, поведу.
В этой книге дедушка, разделявший коммунистические взгляды, повел внука-подростка в музей-квартиру Ленина в Париже. А там все такое занюханное и замшелое - это даже дедушке стало ясно, не говоря уж про внука, что все это замшелое прошлое.
Короче, все коммунисты в этой книге разочаровались в коммунистической идее, а если отдельные индивидуумы и продолжали разделять идею, то методы достижения их отталкивали. Т.ч. Захар Прилепин остается у нас в одиночестве и в полном умопомрачении.

3 Alice   (31.07.2016 18:52)
Т.ч. Захар Прилепин остается у нас в одиночестве и в полном умопомрачении.

Наташа, Маяковский себя под Лениным чистил, а ты себя - под Прилепиным.)

4 Redrik   (31.07.2016 20:15)
На самом деле Натив ненавидит Прилепина зато что он левак. Но как объективный человек, она признает что он сейчас один лучших современных русских писателей.
(На самом деле - лучший, но я сдел оговорку, чтобы не вступать прения по этому поводу).

5 Nativ   (31.07.2016 22:50)
Не, я его НЕ ненавижу. Я его не понимаю. Я не понимаю, как такой неглупый человек на полном серьезе может таких политических взглядов придерживаться и писать такую глупость в публицистических статьях. И подлым он мне не кажется, чтобы вот так ради политической ниши, в которой действует его Свободная пресса, и соответственно для зарабатывания денег на этом ресурсе, и для привлечения своего читателя для книжных продаж, откровенно нести эту чушь, а на самом деле понимать, что это только для денег нужно. Ну я прямо покой потеряла с этим Прилепиным! Такая он для меня загадка.

6 Redrik   (31.07.2016 22:55)
Для понимания этого хорошо подойдет аналогия, подмеченная Дмитрием Быковым. Он недавно сказал, что Прилепин - это полная реинкарнация Максима Горького, даже по временной хронологии они очень близки, только с разницей в сто лет. Горький был одним из самых дорогих писателей своего времени, и при этом был леваком, помогал большевикам.
Это действительно очень точная аналогия: Горький-Прилепин.

7 Nativ   (31.07.2016 23:06)
А кто тогда не был леваком? Большевикам многие помогали до революции, даже люди классово от них далекие. Но после революции Горький прозрел и написал "Несвоевременные мысли". До революции люди же не знали, куда их заведет эта идея, и верили в построение коммунизма. Но Прилепин-то - не Горький, потому что уже все про коммунизм знает! Т.ч. по этой части я их сравнивать не могу.

8 Redrik   (31.07.2016 23:13)
Слово "прозрел" совершенно не подходит. Горький не прозрел, а написал о том, что по его мнению делается не так как надо, что делается преступно и неправильно. "Несвоевременные мысли" - это не отрицание революции и всех его прежних убеждений, а попытка исправить ошибки, указать на отклонения в движении по правильному пути.

9 Nativ   (31.07.2016 23:16)
Ну и чо, ошибки исправили и встали на правильный путь?

11 Redrik   (31.07.2016 23:21)
Ты знаешь сама, что нет. Потому что скотская природа человека, изначально заложенная в нем, не позволила построить коммунистическое общество. Коммунисты проиграли, да. Но они хотя бы попытались это сделать! После раннего христианства это была вторая попытка построить мир "для всех". И оба раза попытка была проиграна, да. Но без этого все равно мир был бы другим. Гораздо более скотским. Куда он сейчас быстро скатывается в нынешнем "однополярном" мире.

14 Nativ   (31.07.2016 23:27)
Ага, а Прилепин, значит, третью попытку осуществляет. Он что дурак тогда? Или все-таки подлец? Самой страшно от таких предположений, но других у меня просто не вырисовывается. Ну кто же мне объяснит, в чем тут дело?

16 Redrik   (31.07.2016 23:29)
Он не дурак, он Макмерфи из "Пролетая над гнездом кукушки", когда тот говорит: "Но я хотя бы попытался это сделать!"

19 Nativ   (31.07.2016 23:36)
Чего это-то? Что они пытаются сделать?
И ясно же, что ничего хорошего не сделают.

20 Redrik   (31.07.2016 23:39)
Да, я в курсе, я читал горьковского "Буревестника", и помню что говорил Пингвин.)

23 Nativ   (31.07.2016 23:48)
Пингвин там ничего не говорил как раз. Перечитай. :)

24 Redrik   (31.07.2016 23:50)
О Пингвине говорит.) Я пропустил "О".

"Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах."

26 Nativ   (01.08.2016 00:03)
В стране полно дел. На всех буревестников и пингвинов жирных и худых хватит. А буревестникам типа Прилепина воевать только бы, мирные дела, видимо, их мало интересуют.

27 Nativ   (03.08.2016 19:44)
"— Саша, послушай меня: в чем смысл? Я тебя спрашивал уже и спрашиваю в последний раз: в чем смысл? Ты думаешь головой своей сейчас или нет? В чем, Саша, смысл? Зачем вы сюда пришли?
— Смысл в том, чтобы знать, за что умереть. А ты даже не знаешь, зачем живешь."
(Захар Прилепин "Санькя").

Неужели героизм и смысл жизни только в том, чтобы умереть? Неужели в нашей обычной жизни нельзя найти смысл, ради чего стоит жить? Полно героических профессий, где можно жертвенно реализовать себя, если уж кому-то очень хочется подвига: пожарные, спасатели, полицейские. Да найди человека, которому хуже, чем тебе, и помоги ему, как делают волонтеры в больницах, детских домах и домах престарелых - вот тебе и смысл!

13 Alice   (31.07.2016 23:25)
Ну и чо, ошибки исправили и встали на правильный путь?

По крайней мере, Горький сделал все, что мог. Особенно если учитывать его позднюю публицистику.

10 Alice   (31.07.2016 23:19)
Это действительно очень точная аналогия: Горький-Прилепин.

Если Быков прав (а я его очень люблю и доверяю его чутью), то Прилепина жаль. Он плохо кончит.

12 Redrik   (31.07.2016 23:23)
Может быть, это действительно очень вероятно. Но по крайней мере Прилепин живет в соответствии со своей совестью, уже ради этого стоит пытаться что-то делать.

15 Alice   (31.07.2016 23:27)
Ладно, поглядим, что с ним дальше будет. И с его совестью. Проверим пророчество Быкова.

17 Nativ   (31.07.2016 23:33)
Что-то с его совестью не в порядке.

18 Redrik   (31.07.2016 23:34)
Оценочное ничем не обоснованное и очень обидное определение.

21 Nativ   (31.07.2016 23:44)
культура: Нашла ли свое отражение в событиях на Донбассе и Луганщине идея русского героического максимализма, которую критики считают квинтэссенцией Ваших книг? 

Прилепин: Да почему максимализма? Просто русского здравого смысла и русского достоинства. Русской, не поверите, демократии. Ополченцы на Донбассе разительно отличаются от тех, кто воевал в Чечне. Все-таки в Чечню мы ехали по государеву приказу, а тут люди сделали личный выбор, причем выбор жертвенный. И они там, знаете ли, счастливы. Потому что сами распоряжаются своими жизнями и судьбами. Я не говорю, разумеется, о мирных жителях — это трагическая и сложная тема. Но если все-таки вести речь о демократическом выборе, то выбор ополченцев, умирающих за свою свободу, выглядит и выше, и безупречнее, чем выбор людей, идущих на «Марш мира» и упивающихся своим необычайным мужеством.
http://portal-kultura.ru/articles/books/63186-zakhar-prilepin-v-rossii-proiskhodit-to-o-chem-ya-mechtayu-s-90-kh/


Про здравый смысл он бы не смешил людей. И почему бы ему не поговорить на трагическую тему о мирных жителях, если у него есть совесть.

22 Redrik   (31.07.2016 23:48)
Про здравый смысл он бы не смешил людей.

Ты используешь нехитрый прием, давай я тоже процитирую какие-нибудь твои слова и напишу: "На этот счет, Натив, ты бы не смешила людей".

25 Nativ   (31.07.2016 23:54)
Не понял. Пожимаю в растерянности плечами.
Прилепин же вообще работает со словом. Он же писатель. И я привела его слова. Я вообще не поняла, что ты хотел сказать.

2 Nativ   (31.07.2016 16:45)
Это не книга, а просто клуб русско-французско-ипрочемеждународной дружбы! Это меня больше всего поразило. Русским очень много места уделено в этой книге. Правда, в конце выяснилось, что они евреи из России, но это не важно (для меня не важно, хотя для автора, вероятно, это было важно). Вот я теперь и гадаю, а кто у нас автор по происхождению, если столько времени уделил русским? У него тоже что ли есть корни? Или просто время такое было, середина прошлого века, увлечение коммунистическими идеями - а куда ж тут без русских?

Книгу читала с интересом, хотя чувствовала некоторую "клюквенность" в подаче русского и русских. Но так, боле-мене не страшно. А вот уж в историю противостояния Игоря и Саши - я не поверила совершенно. Больше даже не в саму историю, а в психологический антураж вокруг нее. Если Саша жил инкогнито долгие годы в Париже, то что это вдруг он решил полностью раскрыться перед французским мальчишкой? По-моему, не логично.

В книге хорошо, как мне кажется, отражены все стороны той эпохи: и идеология, и литература, и кино, и шахматы, и фотография - обо всем этом вы получите представление.

28 Redrik   (03.08.2016 20:09)
"Неужели героизм и смысл жизни только в том, чтобы умереть? Неужели в нашей обычной жизни нельзя найти смысл, ради чего стоит жить?"

Вообще это один из христианских постулатов: смысл жизни в самой жизни.

"Полно героических профессий, где можно жертвенно реализовать себя, если уж кому-то очень хочется подвига: пожарные, спасатели, полицейские."

Самореализация и смысл жизни - не одно и тоже.

"Да найди человека, которому хуже, чем тебе, и помоги ему, как делают волонтеры в больницах, детских домах и домах престарелых - вот тебе и смысл!"

Нет. Действия, совершаемые из чувства сотрадания, сопереживания к ближнему - это вообще из другой оперы, к смыслу жизни вообще не имеют отношения.

29 Nativ   (03.08.2016 20:21)
Как это? Стать нужным кому-то - это уже и не смысл?
Да ради своих собственных детей жить, чтобы их вырастить и поставить на ноги - самый что ни на есть смысл жизни!

30 Redrik   (03.08.2016 20:23)
Нет. Растить детей - это чисто биологический инстинкт. Причем тут смысл жизни?

31 Nativ   (03.08.2016 20:28)
Ну здрасти вам. А Бог-то и не знал значит?

33 Redrik   (03.08.2016 20:30)
Ну при чем тут бог? Инстинкт заботы о сохранении потомства есть практически у всех живых существ. Человек тоже живое существо, вот у него он тоже есть. Мы же на этом основании не говорим о смысле жизни кошек, например? Они очень заботятся о своих детях.

35 Nativ   (03.08.2016 20:35)
А почему бы и не говорить о смысле жизни кошек? Я  бы говорила.
И через детей можно говорить о бессмертии.

36 Redrik   (03.08.2016 20:37)
А почему бы и не говорить о смысле жизни кошек?

Потому что это будет маниловщина в чистом виде.)

39 Nativ   (03.08.2016 20:40)
Ну я тебя не понимаю. Ты ж говоришь, что смысл жизни в самой жизни. И у кошек есть жизнь, а значит и смысл. Чото у тебя с логикой не того.

40 Redrik   (03.08.2016 20:41)
Я для краткости опускал слово "человеческой", думал что это и так понятно по умолчанию. Я все время говорил о чуде человеческой жизни!

41 Nativ   (03.08.2016 20:45)
Ну а какая разница при твоем определении человеческая это жизнь или кошачья? Не, ты меня не убеждаешь ни разу.

42 Redrik   (03.08.2016 20:47)
Я никогда не сумел тебя в чем-то убедить, так что я к этому отношусь спокойно)

43 Nativ   (03.08.2016 20:50)
Так тогда, о чем они вообще говорят в этой цитате?

"— Саша, послушай меня: в чем смысл? Я тебя спрашивал уже и спрашиваю в последний раз: в чем смысл? Ты думаешь головой своей сейчас или нет? В чем, Саша, смысл? Зачем вы сюда пришли? 
— Смысл в том, чтобы знать, за что умереть. А ты даже не знаешь, зачем живешь." 
(Захар Прилепин "Санькя").

44 Redrik   (03.08.2016 20:53)
Один спрашивает: в чем смысл? Второй отвечает: смысл в том, что если уж придется раньше времени умирать, то хотя бы знать, за что умираешь.

45 Nativ   (03.08.2016 21:01)
Так вот именно, что они там умрут ни за что в "Саньке".
Как сказала одна писательница: мощное целеполагание при полном отсутствии здравого смысла.

46 Redrik   (03.08.2016 21:04)
Так ведь это и есть то что означается словом "трагедия". Это настоящая трагедия.

47 Спика   (04.08.2016 11:24)
Про здравый смысл читать неинтересно)) Это еще древние греки знали, которых Рэдрик вспомнил...

32 Nativ   (03.08.2016 20:30)
Так в чем же по твоему смысл?

34 Redrik   (03.08.2016 20:33)
Смысл жизни - в самом факте жизни. То есть это такое чудо - зарождение и возникновение жизни, что смысл в том, чтобы эту жизнь прожить. И искать дополнительные какие обоснования для этого абсолютно не надо.

37 Nativ   (03.08.2016 20:37)
Ну прожить-то ее можно по-разному. Со смыслом и без. Или в любой жизни есть смысл?

38 Redrik   (03.08.2016 20:38)
Да, именно так. В любой.

48 Спика   (04.08.2016 11:24)
Я в шоке))) Долго пыталась понять связь Прилепина с Жаном-Мишелем Генассия. И даже погуглила по быстрому для поиска смысла . По любому французу должно быть обидно, роман вроде как неплохой.

49 Redrik   (04.08.2016 11:30)
Натив видит не связь писталей Ж.-М. Генассия и Прилепина. Она увидела связь одного из персонажей книги с Прилепиным.)

50 Спика   (04.08.2016 11:43)
И это плохо?)

51 Redrik   (04.08.2016 11:44)
Ответ на этот вопрос знает только Натив)

52 Nativ   (04.08.2016 18:48)
Нет, в этой книге нет ни одного персонажа напрямую как-то связанного с Прилепиным.
Но через эту книгу я пыталась понять приверженность сегодняшнего Прилепина коммунистической идее, поэтому собственно и начала ее читать. Мне интересно было в этой книге отношение героев к коммунизму.

А так да, я согласна, что сбиваю своими комментариями потенциальных читателей. Рэдрик, давай сотрем тут все: ты свое, я свое.

53 Redrik   (04.08.2016 18:50)
Лучше сотри это свое глупое предложение о стирании комментариев.)

54 Alice   (04.08.2016 19:16)
А так да, я согласна, что сбиваю своими комментариями потенциальных читателей.

А может наоборот, ты еще больше читателей привлекаешь к этой книге.)

55 Nativ   (04.08.2016 19:21)
Я их дезориентирую относительно содержания, скорее.

56 Alice   (04.08.2016 19:46)
Вот такая ты, Наташа, хулиганка!)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Меню сайта

Чат

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 
Copyright Redrik © 2016