Понедельник, 05.12.2016, 23:38
TERRA INCOGNITA

Сайт Рэдрика

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Криминальное Чтиво » Субъективные предпочтения

Ким Стенли Робинсон / 2312
19.04.2016, 10:25
Солнце всегда вот-вот взойдет. Меркурий вращается настолько медленно, что если спешно идти по его каменистой поверхности, можно опережать рассвет; многие так и поступают. Для многих это стало образом жизни. Они идут в сторону запада, непрерывно обгоняя ослепительный день. Некоторые торопятся из одного места в другое, останавливаясь, чтобы заглянуть в расселины, которые сами же когда-то заселили специально выведенными лишайниками-металлофитами, и собрать накопившиеся залежи золота, вольфрама или урана. Но большинство совершают походы просто чтобы увидеть первые лучи солнца.
Древняя поверхность Меркурия так искалечена и неровна, что терминатор планеты, зона наступающего рассвета, представляет собой широкую полосу светотени, чередующихся черных и белых пятен: угольно-черные углубления перемежаются ослепительно-белыми возвышениями, которые упорно расползаются, пока вся поверхность не заблестит, точно расплавленное стекло; тогда начинается длинный день. Эта смешанная зона солнца и тени часто достигает в ширину тридцати километров, хотя до горизонта по плоской поверхности всего пять километров. Но плоских поверхностей на Меркурии очень мало. Повсюду следы старых ударов и вздыбленные возвышения — память о том времени, когда планета охлаждалась и съеживалась. Местность такая неровная, что свет, внезапно вспыхнув на восточном горизонте, может озарить какую-нибудь вершину далеко на западе. Все, кто передвигается по поверхности, должны считаться с такой возможностью, знать, когда и куда солнце добирается дальше всего, — и, если этот луч застигнет их, бежать в укрытие в тень.
Но иногда они остаются нарочно. Останавливаются во время прогулки на определенных холмах или краях кратеров, в местах, обозначенных ступами, насыпями, петроглифами, инуксуками, зеркалами, стенами, голдсуорти. Солнцеходы в таких местах задерживаются и ждут.
Они смотрят на черный горизонт над черной скалой. Сверхтонкая неон-аргоновая атмосфера, созданная обрушивающимся на скалы солнечным светом, способна передать только очень слабый предрассветный отблеск. Но солнцеходы точно знают время, поэтому ждут и смотрят, пока…
…пока из-за горизонта не плеснет оранжевое пламя…
…и не воспламенит их кровь. Следуют новые мгновенные выбросы, пламенные потоки вздымаются, изгибаются петлями, отрываются и свободно плывут по небу. Фрагменты звезды, готовые обрушиться на вас! Лицевые пластины уже потемнели и поляризовались, чтобы защитить глаза.
Огненные факелы развернулись вправо и влево от места своего первого появления, как будто пламя за горизонтом распространяется на север и на юг. Затем становится виден кусочек фотосферы, уже собственно поверхность солнца, — появляется и замирает, медленно расплываясь в стороны. В зависимости от того, какой фильтр использован в лицевой пластине, поверхность звезды может казаться голубым водоворотом, оранжевой пульсирующей массой или просто белым кругом. Масса продолжает распространяться влево и вправо дальше, чем кажется возможным, и наконец делается ясно, что ты стоишь на камне совсем рядом со звездой.
Пора разворачиваться и бежать. Некоторые солнцеходы с трудом приходят в себя, они ошеломлены, спотыкаются и падают, поднимаются и бегут на запад. Их панику ни с чем нельзя сравнить.
За их спинами — возможность увидеть меркурианский восход. В ультрафиолете это неутихающее буйство синевы, все более жаркой. Когда диск фотосферы темнеет, фантастический танец короны, все эти магнитные дуги и короткие замыкания, массы горящего водорода, выбрасываемые в ночь, становится более отчетливым. Но можно, если захочется, затемнить корону и смотреть только на солнечную фотосферу, даже увеличить изображение, так что будут видны тысячи пылающих корчащихся языков, и все эти тучи конвекционных ячеек яростно горят, сжигая пять миллионов тонн водорода в секунду, — и так продолжится еще четыре миллиарда лет. Все эти длинные спикулы пламени пляшут кругами подле маленьких черных дисков — солнечных пятен, подвижных водоворотов огненных бурь. Массы спикул сливаются, как водоросли в прилив. Существует небиологическое объяснение всех этих сложных движений: разные газы движутся с различной скоростью, магнитные поля постоянно меняются, формируя бесконечные огненные водовороты, — обычная физика, ничего больше, но выглядит это живым,  даже в большей степени, чем многие живые существа. В апокалипсисе меркурианского рассвета невозможно поверить, что это неживое. Оно ревет вам в уши, говорит  с вами.
Большинство солнцеходов пробуют различные фильтры и делают свой выбор. Отдельные фильтры или их наборы становятся предметом поклонения, оказываются в основе ритуалов, частных или общих. В этих ритуалах легко затеряться; и когда солнцеходы стоят, замерев на месте, и смотрят, что-то в увиденном их зачаровывает, какой-то невиданный рисунок, что-то в этих биениях и движении пленяет сознание; вы вдруг слышите шипение огненных ресничек, оно постепенно перерастает в рев — это ваша кровь шумит в ушах, но в эти мгновения вам кажется, что горит само солнце. И люди чересчур долго остаются на месте. У одних сгорает сетчатка, другие слепнут, третьи мгновенно погибают, когда не выдерживает скафандр. Иногда поджариваются целые группы по десять и более человек.
По-вашему, они глупцы? Вам кажется, что вы сами никогда не допустите такую ошибку? Не зарекайтесь. На самом деле этого нельзя знать. Ничего подобного вы никогда не видели. Можете думать, что вы в безопасности, что ничто за пределами сознания уже не интересует вас: вы ведь столько знаете, так образованны. Но вы ошибаетесь. Вы — создание солнца. Красота и ужас солнца, наблюдаемого вблизи, может опустошить любое сознание, любого погрузить в транс. Некоторые говорят, мол, это все равно что посмотреть в лицо богу; и действительно, солнце дает жизнь всем живым существам в Солнечной системе, и в этом смысле оно бог, наш  бог. И вид его может изгнать из вашей головы все мысли. Именно для этого сюда и приходят.

Поэтому есть основания тревожиться за Свон Эр Хон, особу, больше прочих склонную засматриваться. Она часто уходит бродить под солнцем, нарушая при этом границы безопасности и иногда слишком долго оставаясь на свету. Гигантская лестница Иакова, дробная пульсация, цветение спикул… она влюблена в солнце. Она обожествляет его, в ее комнате есть алтарь Sol Invictus. Каждое утро в городе она, проснувшись, начинала с церемонии пратасамдхая — приветствия солнцу. Ее ландшафтное искусство и перформансы посвящены солнцу, и большую часть времени она посвящала созданию голдсуорти и абрамовичей в природе и на своем теле. А солнце было частью ее искусства.
Теперь оно стало и ее утешением, ведь она пришла горевать. Если встать на променаде над высокой Рассветной Стеной города Терминатор, можно увидеть Свон далеко на юге, у самого горизонта. Ей нужно спешить. Город скользит по рельсам по дну гигантской долины между Гесиодом и Куросавой, и вскоре на востоке взойдет солнце. Свон должна попасть в город раньше, чем это произойдет, но она не уходит. С гребня Рассветной Стены она кажется серебряной игрушкой. У нее большие сапоги, покрытые черной пылью, и скафандр с большим круглым прозрачным шлемом. Маленький серебряный муравей в сапогах горюет, не трогаясь с места, хотя пора поспешить к посадочной платформе западнее города. Другие солнцеходы уже торопятся туда. Некоторые катят тачки или небольшие колесные платформы с припасами и даже со спящими спутниками. Возвращение точно рассчитано, поскольку перемещение города предсказуемо. Город не может отклониться от расписания: жар наступающего дня расширяет рельсы под ходовой частью, и это толкает всю конструкцию, так что жар солнца гонит город на запад.
Город приближается к платформе, на которой толпятся солнцеходы. Некоторые возвращаются после недель или даже месяцев отсутствия — столько времени требуется, чтобы обойти всю планету. Когда город окажется рядом, двери его шлюзов откроются и они смогут войти.
Это произойдет уже скоро, и Свон тоже следует быть там. Но она все еще стоит на возвышении. Ей уже не раз приходилось заменять сетчатку, не однажды она, как заяц, убегала от смерти. И вот опять. Она сейчас чуть южнее города и горизонтально подсвечена, словно серебристая соринка в луче солнечного света. При виде такой опрометчивости невозможно удержаться и не закричать (хотя это и бесполезно): «Свон, ты дура! Алекс мертва, и с этим ничего не поделаешь. Беги, спасайся!»
Но вот она приходит в движение. Жизнь, стремление к выживанию побеждают смерть — Свон поворачивается и бежит. Тяготение Меркурия, почти такое же, как на Марсе, часто называют самым подходящим для бега, потому что привычные к нему могут мчаться огромными прыжками, размахивая руками для равновесия. Свон прыгает, но неудачно, один сапог цепляет камень, и она падает ничком, но вскакивает и вновь прыгает вперед. Нужно добраться до платформы, пока город еще не отошел от нее: до следующей — десять километров к западу.
Она подбегает к лестнице на платформу, хватается за перила, взлетает на край перрона и запрыгивает в закрывающийся шлюз.
--------------------------------------------------------------

                               
Категория: Субъективные предпочтения
Всего комментариев: 9
1 Marfa   (19.04.2016 11:31)
Читала в прошлом году. Захотелось узнать за что нонче Ньюболы и Хьюго дают. Мда.... Чтение нельзя назвать захватывающим и даже приятным. Но интерес книга определенный представляет. Этакий Мир Полдня по-американски. Чистейшая футурология, с легчайшим налетом художественности (почти незаметным)). Дикая смесь коммунизма в космосе и на астероидах и всех достижений либерального западного мира. Тут тебе и многополость, свобода секса всех со всеми и "ясли" - обширные семьи из десятка и больше личностей. Но и долгая жизнь, и терраформирование планет , и космические лифты между планетами с прозрачным полом, и гигантские зеркала для обогрева дальних планет, и роботы-квакомы  со своей альтернативной цивилизацией, и выдолбленные изнутри астероиды с различными вариантами биоценозов Земли для сохранения видового разнообразия - короче все можно обнаружить на страницах книги) А заодно присутствуют террористы, обсуждение необходимости революции, гражданские войны на Венере... И что интересно - одна старушка Земля живет по старинке - по-капиталистически и медленно загнивает, деградирует, цепляясь за отжившие традиции...

Но если вы ждете интересного, захватывающего чтения - вам не сюда)) Удивительно занудная книга!

2 rv76   (19.04.2016 13:48)
""--Но и долгая жизнь, и терраформирование планет , и космические лифты между планетами с прозрачным полом, и гигантские зеркала для обогрева дальних планет, и роботы-квакомы со своей альтернативной цивилизацией, и выдолбленные изнутри астероиды с различными вариантами биоценозов Земли для сохранения видового разнообразия--""

пожалуй тоже почитаю ))

3 Marfa   (19.04.2016 14:03)
Если что - я предупреждала)) Это читать могут только зануды вроде меня) но и я еле-еле домучила. Но взгляд на будущее интересный. Особенно запомнился Меркурианский город на рельсах, убегающий от испепеляющего Солнца и люди-ходоки солнцепоклонники.

9 rv76   (19.04.2016 14:45)
""--Это читать могут только зануды--"
тогда это по адресу )

4 Marfa   (19.04.2016 14:07)
О! Меня только что осенило на что это похоже по стилю! Это как "Утопия" Томаса Мора и "Город Солнца" Кампанеллы - что-то близкое!

5 Redrik   (19.04.2016 14:09)
Я бы сказал, что это немного похожи на стилистику "В поисках утраченного времени" Марселя Пруста, только в жанре фантастики. Те кто присуждал премии книги, поняли это, в отличие от тебя.)

6 Marfa   (19.04.2016 14:18)
Нисколько на Пруста это не похоже. Абсолютно. Думаешь, что вставить к каждой главе отрывки потока сознания - и сразу Пруст получится? Примитивно как-то... Тут дух другой. Это утопия как жанр в чистом виде. А Пруст весь в прошлом, он ностальгирует, он весь в интимных тонких переживаниях. Тут же этого и в помине нет. Рэд, ты что - скорочтением книгу просматривал? Иначе не пойму как тебе такое сравнение только в голову пришло! Ну мало ли кто какую глупость изречет! Своя голова должна быть на плечах, свое личное мнение...

7 Redrik   (19.04.2016 14:20)
Мне показалось, или Марфа действительно меня тупым обозвала?)
Слово "стилистика" ты явно не заметила. То есть речь идет о стиле, о технике письма. А не о "интимных тонких переживаниях".

8 Marfa   (19.04.2016 14:33)
Исправилась по форме, но настаиваю что по сути ты не прав. Не надо быстро читать книги, с ними надо проживать жизнь. И тогда станет невозможным увидеть похожую стилистику у этих двух абсолютно разных книг.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Меню сайта

Чат

Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 24
Пользователей: 1
Redrik

 
Copyright Redrik © 2016