Вторник, 06.12.2016, 05:51
TERRA INCOGNITA

Сайт Рэдрика

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Книги

Светлана Бломберг / Ирод Великий. Чужой всем
24.12.2014, 21:06
Кто разрушил гробницу Ирода?
В мае 2007 года профессор Еврейского университета в Иерусалиме Эхуд Нецер поднял к небу руки и воскликнул: «Да, мы нашли ее!».
Древний историк Иосиф Флавий подробно описал похороны царя Ирода Великого, но повествование обрывается на том, что похоронная процессия приближается к Иродиону. Точное место захоронения Ирода осталось загадкой.
Комплекс Иродион площадью 20 гектаров находится в 13 километрах от Иерусалима. Он состоит из крепости в кратере горы, в долине под ней располагался дворец. На склоне горы Иродион археологи обнаружили руины монументального мавзолея и фрагменты красного саркофага с роскошной отделкой. Нецер предположил, что именно здесь и был похоронен легендарный Ирод Великий.
В 1972 году по заказу Еврейского университета начались раскопки в нижнем Иродионе. Они продолжались до 1988 года. Было сделано много находок, представляющих интерес для науки, но никаких следов могилы Ирода тогда так и не обнаружили. С февраля 1997 года раскопки на Иродионе возобновились. Только через 10 лет Нецеру удалось найти то, что он искал почти всю свою жизнь.
Эхуд Нецер пришел в археологию, имея образование в области архитектуры. Ему было очевидно, что Ирода отличал точный логический ум. И ученый, определяя будущее место для раскопок, попытался следовать логике царя Ирода, у которого, как он понимал, был собственный «архитектурный стиль». Раскопав строение, предназначенное для траурного ритуала, он предположил, что где-то рядом должно быть и захоронение. Действительно, из-под слоя песчаного грунта у подножия трибуны мавзолея археологи извлекли обломки саркофага длиной в два с половиной метра. Отделка саркофага соответствовала времени жизни Ирода, однако ничего безусловно доказывающего, что здесь похоронен именно Ирод, так и не нашли. Доказательства только косвенные: у саркофага роскошная отделка, в Иудее только комплекс Иродион назван в честь Ирода, и именно здесь происходит похоронная процессия, описанная Иосифом Флавием. Существуют и другие версии по поводу того, где был погребен Ирод: в склепе в иерусалимском районе Ямин-Моше или в любимой царем Кейсарии, до которой примерно такое же расстояние от Иерусалима, как и до Иродиона.
Восстановление саркофага в лаборатории профессора Нецера напоминает собирание пазла: от саркофага осталось только множество мелких осколков. Он простоял в целом виде не более 70 лет, а затем был преднамеренно безжалостно разгромлен. Сложно предположить, кто так жестоко расправился с останками иудейского царя, за что ему мстили: у многих были причины ненавидеть Ирода, многие мечтали, чтобы даже его могила была стерта с лица земли. Но были и такие, кто вспоминали царствование Ирода как золотое время: народ жил относительно мирно, в достатке и всем хватало работы на грандиозных стройках, которые он затевал…

Незваный пришелец
Идумея — ныне исчезнувшая цивилизация в Передней Азии, располагавшаяся к югу от Мертвого моря. Ее первоначальное название — Эдом. Американские и иорданские археологи в результате раскопок заброшенной медной шахты в Иордании пришли к выводу, что Идумея сложилась как государство не ранее XII века до н. э. После вторжения набатеев эдомитяне потеряли свою родину, их древняя столица Петра стала столицей нового Набатейского царства, и к концу I века до н. э. эдомитяне — идумеи населяли территории к западу от Мертвого моря, в южной части Иудейских гор. В эпоху Давида и Соломона страна входила в Израильское царство, но вскоре после раскола царства на два государства идумеи вернули себе независимость. Как следует из Библии, эдомитяне — потомки Исава, брата ветхозаветного Иакова (Израиля), питали родовую ненависть к евреям. Вместе с вавилонянами они участвовали в осаде и разрушении Иерусалима в 586 году до н. э.
Эдомитяне принадлежали к «иврим», то есть к народам еврейского круга. Их союз племен консолидировался даже раньше, чем израильский союз. Эдомитяне вели происхождение от Авраама и говорили на семитском языке, родственном и ивриту, и арабскому. Но отношения между идумеями и иудеями всегда были неприязненными. Считалось, что корни этой ненависти уходят во времена, когда жители Эдома отказались пропустить через свою землю Моисея. Эдомитяне же полагали, что евреи отняли у них самые плодородные палестинские земли. Нелюбовь к идумеям относилась к области еврейских традиционных предрассудков, приняв иудаизм, формально идумеи стали истинными иудеями, официально подчеркивалось полноправие новообращенных, «пришедших укрыться под крылом Божьим».
А Римское государство в I веке до н. э. становилось империей. То и дело совершались перестановки правящих сил, вчерашние союзники оказывались врагами, при римском дворе крутились различные фавориты. Римлянам нужны были деньги на «хлеб и зрелища». Дед Ирода, Антипас, управлял Идумеей по велению римского ставленника, правителя Хасмонейской династии Александра Янная и его жены Саломеи-Александры в 103—76 годах до н. э. Иосиф Флавий производит имя Хасмонеи от прадеда Маттитьяху, лидера восстания, начавшегося в 167 году до н. э. против Селевкидской Сирии. Хасмонеи происходили из священнического рода, жившего в Модиине, городе на границе Иудеи и Самарии. Царь Антиох обложил евреев непосильной данью. Когда сирийско-греческие сборщики податей пришли однажды в Модиин и начали оскорблять евреев и, что еще хуже, богохульствовать, старый священник, глава рода Хасмонеев, убил одного из них, а остальных жители города выгнали. Так начался мятеж, возглавлявшийся Иудой Маккавеем.

После смерти мужа Саломея-Александра заняла его место — она правила в 76–67 годах до н. э. Александра пригласила евреев ко двору, они превратились в главную силу государства. Идумея считалась важной пограничной зоной на рубеже арабского мира, и потому должность Антипаса была весьма высокой. Одним из сыновей Антипаса был отец Ирода Антипатр. Жена Антипатра и мать Ирода, Кипра, имела аристократическое набатийское происхождение, то есть она была арабкой, говорившей на арамейском языке. Таким образом, Ирод был иудеем только по вере, но не по происхождению, и это ему припоминали при каждом удобном случае, это стало проклятьем всей его жизни. Арабское и Иудейское царства имели общие границы, между ними было много противоречий, но брак Антипатра и Кипры способствовал сохранению равновесия между ними.
Сыновья Александры Гиркан и Аристобул враждовали из-за права наследовать престол. Аристобул был честолюбив и смел, Гиркан же не обладал лидерскими качествами. Тем не менее, Александра назначила своим преемником Гиркана, чьим советником служил отец Ирода, Антипатр. Вражда братьев закончилась временным примирением, они совместно начали управлять. Антипатр повел выгодную ему хитрую и тонкую политическую игру, возможную только потому, что безвольный Гиркан полностью полагался на советника. Антипатр убедил Гиркана бороться за свое законное право наследовать правление единолично и обратиться за поддержкой к римскому императору Помпею. Однако Аристобул не успокаивался, он поднял восстание в Иудее. Римляне вступили в Иерусалим, внутри города разразилась кровавая бойня между сторонниками Гиркана и Аристобула. Сторонники Гиркана, которых поддерживала римская армия, одержали победу. Сторонники же Аристобула заперлись в Храме, началась трехмесячная осада.
В 63 году до н. э. вокруг Храма развернулась очередная битва. Римляне наконец ворвались в Храм, и римский император Помпей, не знакомый с местными обычаями, вошел туда, куда мог ступить только первосвященник. В особом, окруженном ореолом святости помещении, называемом Святая Святых, обитала Шхина — Божественное Присутствие. Святая Святых Храма располагалась над «камнем мироздания»: «Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого начал существование мир». На этом месте состоялось и жертвоприношение Ицхака, сына Авраама. В Торе говорится, что Божественное Присутствие в виде светящегося столпа сопровождало евреев с момента Исхода. Затем оно сделалось невидимым, но для всех было ощутимо связано с Ковчегом Завета, который стоял в Первом Храме, в Святая Святых. Над ним, под крыльями вырезанных из масличного дерева херувимов, и находилось место Божественного Присутствия. Ковчег Завета исчез после разрушения Первого Храма, однако существует предание, что он надежно спрятан и будет обнаружен после постройки Третьего Храма. Считалось, что над «камнем мироздания» в наши дни находится сооружение, называемое мечетью Омара. Недалеко от этого здания израильские археологи вели раскопки, вызвавшие возмущение мусульманского мира. Но эти раскопки указывают с большой вероятностью, что Храм и его святилище были в другом месте.
Свидетели писали, что Помпей тут же лишился чувств. Поэтому Помпей не тронул ни одной святыни, а через несколько дней велел произвести очищение Храма. Помпей перекроил границы, в результате он урезал страну до традиционной иудейской центральной части, чтобы Иудейское царство впредь никому не угрожало и не досаждало Риму своими распрями. В его понимании, иудеи были трудным, непокорным и отсталым племенем, их завоевания губительно сказывались на культуре покоренных ими народов. Подчиненные Риму греки занимали ведущее место в культурной жизни Римской империи, а евреи считались приверженцами темных восточных суеверий. Владения Гиркана стали ничтожны, он сохранил титул первосвященника, но лишился царского звания и теперь назывался всего лишь этнархом — высшим князем. В 57 году до н. э. Габиний разделил Иудею на пять административных округов с центрами в Иерусалиме, Гадаре, Амафунте, Иерихоне и галилейском Сепфорисе. Это удручало Антипатра, но он предпочел не вступать в конфронтацию с римлянами: силы были неравные. Лучше уж пусть будет национальная автономия, чем прямое правление Рима.
Триумвират Помпей, Цезарь, Красе распался. Цезарь с войсками из Галлии, перейдя Рубикон, овладел Римом и изгнал Помпея и поддерживавших его членов Сената за Ионийское море. Антипатру удалось оказать услугу и римлянам, и своим арабским приятелям. Когда Цезарь оказался в окружении египетских войск, Антипатр вместе с Гирканом помог пробиться римскому военному подкреплению. Антипатр также выступил посредником в переговорах между римлянами и арабами. Результат переговоров удовлетворил обе стороны, что принесло Антипатру уважение и тех и других. Проницательный Антипатр и до этого ловко лавировал между лицами, которые могли претендовать на власть в Риме. Теперь он поддержал Цезаря — и не прогадал. Лучшим доказательством его верности были шрамы на его теле от ран, полученных в сражениях на стороне Цезаря.
Антипатр разъяснял народу свою политику, призывая поддерживать ставленника Рима Гиркана. В этом случае стране гарантированы мир и процветание, а те, кто затевают переворот, беспокоятся только о своей выгоде. Но если уговоры не действовали, Антипатр применял и силу.
Цезарь старался обеспечить безопасность евреев, живущих вне Иудеи. Они могли свободно соблюдать свои обычаи, были освобождены от воинской повинности, у них был свой суд. При Цезаре Иудею населяли около двух с половиной миллиона человек. Вероятно, около миллиона иудеев жили в Египте. В Александрии они поселились в особом квартале. В городе было не менее 13 синагог, связанных с Иерусалимом. И в Риме проживало множество евреев. К этим иудеям относились и те, кто не были евреями по рождению, а приняли иудаизм. Эта религия привлекала простотой этических норм, упорядоченным образом жизни и общественной поддержкой. Благодарный император Цезарь ввел для Иудеи ряд послаблений, вернул некоторые земли, в том числе и город-порт Иоппию, нынешний Яффо, Иудея снова получила выход к морю. В 47 году до н. э. Гиркан был этнархом, а за Антипат-ром Рим признал более определенную роль регента или главного министра всей Иудеи. Антипатру удалось пристроить на хорошие посты и своих сыновей — Фасаил стал правителем Иерусалима, а Ирод управлял Галилеей. Таким образом началась карьера двадцатипятилетнего Ирода, сына Антипатра.
Ирод родился в 73 году до н. э. Он мечтал править, подавлять, господствовать. Власть — это богатство, поклонение, свобода, власть — это наслаждение! Один из ессейских пророков дружески шлепнул маленького Ирода по попке и сказал, что он будет великим царем, но плохим человеком. Каков бы человек ни был, думал мальчик, плох или хорош, — всякий будет уважать и искать с ним дружбы, если он преуспевает, богат и наделен властью. Диктатор — это в первую очередь состояние души. А с такими задатками невозможно принимать решения, руководствуясь не столько разумом, сколько добром.
«Лучшую жизнь» для себя Ирод понимал как жизнь общественно-политическую. Однако с детства его посещали тягостные переживания. Чувство неполноценности, вызванное происхождением, тревожность за свое неустойчивое место в мире, вполне обоснованный страх за жизнь он мечтал компенсировать завоеванием контроля над всеми. Ирод унаследовал ум, амбициозность и политическую ловкость отца в полной мере. Сильный и напористый, Ирод по-настоящему уважал лишь таких же сильных. В данный момент сильными были римляне. Опираясь на опыт отца, он понимал, что для полной независимости у Иудеи в данный исторический момент нет никаких перспектив. Гораздо важнее сохранить с могущественным Римом такие отношения, которые помогли бы принести спокойствие и мир. Государственная идея, которую собирался проводить в жизнь Ирод, была утилитарной: жить под властью Рима — означает выжить. К тому же, только римляне помогут возвышению самого Ирода, не принадлежавшего к хасмонейскому роду. Выше римлян только вселенский властитель — Бог, поскольку любой правитель пред ним ничтожен. Бога надо бояться и почитать, а покорности подчиненных можно добиться силой, играя их страхом и ненавистью, потому что людьми движут инстинкты — жажда секса, денег и власти. Те нравы, которые он наблюдал вокруг себя, научили Ирода не верить никому — ни родным, ни друзьям. Предать может любой. И он имеет право платить людям тем же. Только неограниченная власть могла укрепить его положение в мире, где почва была готова уйти из-под ног в любой момент.
Но едва начавшаяся карьера Ирода в Галилее чуть было на этом и не закончилась: Ирод впервые показал, на что способен: поймал и казнил «атамана разбойников» Иезекию, перебив многих членов его шайки. Был ли Иезекия разбойником в прямом смысле — еще не факт. Возможно, он считался национальным героем в традициях Иуды Маккавея, потому и пользовался поддержкой поклонников хасмонейского режима.

Сирийцы были благодарны Ироду за избавление от набегов Иезекии. Населению же Галилеи совсем не нравился отец Ирода — Антипатр, во всем поддерживающий римское господство. А теперь им еще навязали сына — наполовину идумея, наполовину араба, не имеющего никакого отношения к хасмонейскому роду. Молодой и еще недостаточно искушенный в расстановке политических сил, Ирод расправился с шайкой на свой страх и риск, впервые проявив задатки тирана. Но сила иудейского совета была слишком велика, а за спиной Ирода пока еще не было настолько влиятельных покровителей, чтобы он мог поступать так, как ему вздумается.
Репрессии, проведенные Иродом, были яростно встречены в центральном иудейском совете в Иерусалиме. Еврейское право во всей своей совокупности — как уголовное, так и гражданское — представляет собой систему, обращенную, в основном, лицом к гражданину, а не к судье. И сборники еврейских законов — сборники правил, определяющие поведение еврея в обществе. Не требование справедливости со стороны имеющего на это право, а обязанность должника является решающей в еврейском праве — каким образом и при каких условиях он обязан выполнить свой религиозный или нравственный долг по отношению к ближнему. Верующий еврей не может убить, кроме как в рамках закона. Поскольку иудеи должны были жить по законам Торы, то общественное мнение представляли старейшины. Они ошибались редко: в подавляющем большинстве это были пожилые, а потому консервативные люди. Они назначали простые и логичные наказания, не чрезмерно обременительные, но покрывающие нанесенные преступником убытки. Если назначалась порка, то наказание исключало увечья. Евреи же являлись первым народом в человеческой истории, отменившим смертную казнь. Событие это относится ориентировочно к IV–III векам до н. э., когда Синедрион в принципе перестал выносить смертные приговоры. Такая отмена была очень смелым поступком, учитывая, что Тора, написанная в древнейшие языческие времена, предписывает смертную казнь за целый ряд преступлений. Смертная казнь полагалась за насильственные преступления и множество религиозных нарушений. Убийство делает возмещение ущерба невозможным, поэтому убийце полагалась смертная казнь. Но зачастую на практике в силу особенностей еврейского закона преступникам и тогда удавалось избежать ее.
Расправившись с Иезекией без суда, Ирод посягнул на самую важную прерогативу Синедриона, собиравшегося в Газите рядом с Двором Израиля в Иерусалимском Храме. По сути дела, Синедрион был единственным органом, который мог теоретически и практически проводить в жизнь на всей иудейской территории унаследованные от предков законы Священного Писания, в его состав входили религиозная элита и представители светских состоятельных семей, чистокровные иудеи, которые считали Антипатра выскочкой и были рады отомстить его сыну за любой промах.

Государственный служащий Римской империи
Антипатр посоветовал сыну подчиниться и предстать перед судом, однако взять с собой охрану. Что было дальше, не совсем понятно: то ли Ирода оправдали, то ли позволили уехать без суда. Возможно, повлиял правитель Сирии Секст Цезарь. Мало того что Ирод потерял место службы в Галилее, ему пришлось бежать в Дамаск. Ирод рвался отомстить, но не сделал этого, послушавшись нового покровителя. Секст Цезарь приветствовал методы, которыми Ирод действовал в Галилее, и оценил способного молодого человека, он сделал его римским государственным служащим — назначил в военный округ на сирийско-иудейской границе и неофициально доверил ему управление римской Самарией. Римляне поставили там Ирода, чтобы создать ему благоприятные условия для давления на Иерусалим, если это потребуется.
В 44 году до н. э. император Гай Юлий Цезарь был убит и правителем Сирии стал один из его убийц — Кассий. Но Антипатр и этому сумел понравиться, а Ироду было поручено вернуться в Галилею для сбора средств, которые Кассий надеялся там получить. Ирод блестяще оправдал эти надежды. Его оставили на должности в римской Сирии и поручили надзирать над крепостями и складами оружия в Иудее. Все шло отлично, но в 43 году до н. э. иудейская знать добралась до Антипатра: некто Малих отравил его. Ирод впал в черную тоску, а в гневе он был страшен. Он приказав одному из воинов Кассия немедленно расправиться с Малихом.
В любви Ирод был груб и жесток, любил сексуальное разнообразие. Он часто менял наложниц, относился к женщинам, как к вещам, которые он использовал для своего здоровья и удовольствия, затем вышвыривал или дарил своим приближенным. С внучкой Гиркана, Мариамной, все было иначе. Это была девушка изумительной красоты. Все страсти Ирода были наивысшей степени: если гнев, то разрушительный, как землетрясение, если любовь, то он мог ради возлюбленной вырастить в пустыне райские сады. Гиркан понимал, насколько он стал уязвимым без Антипатра, и решил укрепить свои связи с его талантливым сыном: в 42 году он предложил Ироду взять в жены Мариамну. Ирод был в восторге: мало того что он получал любимую женщину — брак с представительницей хасмонейского рода сулил большие политические перспективы. Любовь ослепляет, Ирод не видел, насколько его будущая супруга независима и строптива, не представлял, сколько страданий она ему принесет. Мари-амна покорилась воле отца, она совсем не разделяла страсти Ирода. То, что Ирод был уже женат около пяти лет на идумейке Дорис, которая родила ему сына, не имело особого значения: согласно Второзаконию, мужчине разрешалось расторгать брак. Дорис с сыном выслали из Иерусалима подальше с глаз и начали готовиться к свадьбе. Эта женщина затаила злобу и стала тайным врагом Ирода. Но пока все радовались помолвке, Гиркан, не имевший сына, считал теперь Ирода своим наследником.
При строительстве иешивы — религиозной школы — в Иерусалиме в 1972 году строители наткнулись на развалины квартала времен Второго Храма, которые оказались домами знати, а также на здание, которое, возможно, служило жилищем первосвященника или Хасмонеев. В этом здании даже обнаружили предметы для азартных игр, запрещаемых иудаизмом. Может, этим развлекались рабы-иноверцы или слуги? В таком доме, очевидно, и жило семейство Гиркана — большом, изысканном, богато декорированном, площадью 600 квадратных метров. Балкон выходил на Храмовую гору. Стены парадного зала были покрыты штукатуркой, имитирующей каменную кладку. Многие фрагменты штукатурки с потолка орнаментированы пересекающимися геометрическими фигурами. Этот стиль декорирования типичен для эллинского мира, он встречается в Помпеях, другие предметы в этом стиле — в Иродионе и Масаде. В мозаике полов — тоже только геометрические фигуры. Это здание просуществовало до 70 года н. э., когда Иерусалим был разрушен армией Тита.
Один из иерусалимских археологических музеев расположен в подвальном помещении современного здания, возведен над раскопками. Музей находится к западу от Стены Плача, вблизи от широких ступеней, спускающихся к подножию Храмовой горы. Он назван Иродианским кварталом, так как здесь можно видеть планировку жилого района, возведенного в последние сто лет существования Храма, планировку жилых домов состоятельных людей, образцы архитектуры и прикладного искусства. Были раскопаны шесть домов, фасады которых не сохранились. Строительство в Иродианском квартале было плотным, дома стояли близко один к другому, в большинстве были двухэтажными — наземный этаж для проживания и подземный этаж для вспомогательных нужд; предполагают, что некоторые из них имели третий этаж. Дома значительных размеров, комнаты просторные. В нескольких домах были обширные внутренние дворы. Внутренние стены были украшены рисунками, а полы — мозаиками. В нескольких домах имелись приспособления для гигиены, их технический уровень был очень высоким для того времени. Один из домов построен в основном из неотесанных, а также из частично обработанных камней. Стены тщательно покрывали светлой гладкой известкой, и на них видны следы настенных шкафов. План этого дома полностью сохранился, хотя и не всегда можно наверняка определить, где находились двери, каково назначение комнат. Комнаты дома располагались вокруг центрального двора, в котором были сложены четыре печи. При доме имелся бассейн, перекрытый сводом; там был также дополнительный водоем для хранения запаса воды. Здесь же обнаружили изысканную посуду и резервуары для вина, привозившиеся из Италии, а также множество монет, относившихся к годам правления Александра Янная и Ирода, но среди них не было ни одной монеты более позднего периода.

* * *

Власть в Римской империи переходила из рук в руки, правителям в провинциях оставалось только приспосабливаться. На этот раз Кассий уступил Октавиану и Марку Антонию. В 41 году до н. э. сыновья Антипатра получили от Антония подтверждения всех своих полномочий, а также титулы тетрархов, дававшие им официальный княжеский статус под началом этнарха Гиркана.
В 40 году до н. э. в сторону Иудеи повернула армия соседней Парфии под предводительством царя Пакора, захватившая Сирию. Парфяне — иранское племя. Парфянское царство — древнее государство, которое возникло примерно в 250 году до н. э. к югу и юго-востоку от Каспийского моря на территории современного Туркменистана. В середине I века до н. э. Парфия подчинила своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии. А к 40 году до н. э. парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. С появлением Па-кора некоторые иудеи связывали надежды на освобождение от власти Рима и даже приход Мессии. Сын Аристобула, Антигон, присоединился к войскам Пар-фии, в которых сражались также иудейские «разбойники». Антигон при поддержке парфян пошел к Иерусалиму, туда же поспешили Ирод и его брат Фасаил. Парфяне предложили братьям вместе с Гирканом предстать перед ними и выступить в свою защиту. Гиркан и Фасаил согласились, но Ирод, который никому не доверял, отказался. И это было правильно решение, потому что Гиркана и Фасаила взяли под стражу. Теперь Антигон мог претендовать на иудейский трон. Цена, которую он обещал заплатить за это парфянам, включала не только большую сумму денег, но и 500 женщин, жен его политических противников. Ироду пришлось снова бежать. Такая жизнь, полная тревог, в состоянии постоянного напряжения не тяготила Ирода. Наоборот, он сам шел навстречу опасностям. Ему было скучно без борьбы. Непонятная тоска время от времени охватывала его, так было и сейчас, но Ирод старался не распускаться.
Жизнь людей этого исторического периода проходила в бесконечных войнах, знать видела смысл существования в соперничестве, межгосударственные конфликты в основном решались силой или подкупом. Переговоры, требующие искушенности в психологии противника, отходили на последний план, зачастую потому что личности лидеров были прямолинейны, мыслили они тяжело и предпочитали рубить сплеча. Кровавые расправы, отравления и убийства соперников считались нормой политической жизни. Борьба за власть между членами одной семьи случалась постоянно, средства не выбирались. Власть — это всегда насилие. Однако когда речь идет о диктатуре, насилие выходит на первый план, а Ирод видел себя именно диктатором. Насилие всегда было излюбленным методом его бытового поведения и политического управления.
В характере Ирода было много противоречивого: он щедро одаривал тех, кто ему угождал и льстил, но те, кто показывали независимость, чувствовали на себе его тяжелую руку и если не спасались бегством, то кончали плохо. Большинство людей чувствовали себя рядом с ним неуютно: он вызывал у них страх и неуверенность в себе. Многие невольно подчинялись ему, чтобы его смягчить, надеясь таким образом хоть чего-то от него добиться, другие в душе негодовали, но не подчиниться не смели. Но Ирод все-таки испытывал такие же чувства, какие свойственны любому человеку: привязанность к матери и братьям, влюбленность в свою невесту, — и он готов был на все, лишь бы спаси их.
Он предусмотрительно отправил свои богатства в Идумею и в сопровождении 10 тысяч верных воинов вывез из Иерусалима свою невесту и мать, будущую тещу и младшего брата. Но конница парфян преследовала его по пятам. Женщины ехали верхом, мать Ирода упала с лошади. Ироду показалось, что она разбилась. Произошла задержка, Ирод решил, что, поскольку они замешкались, враги все равно настигнут их, а живым сдаваться он не собирался. Он выхватил меч, чтобы заколоться, но удержался, услышав мольбы своих спутников не оставлять их на произвол судьбы. Самоубийство в еврейском понимании — сознательно упускаемая возможность исправить себя или мир; оно допустимо только в заведомо безнадежных ситуациях. Ирод потерял самообладание, но тут же взял себя в руки. Он вступал в стычки с преследователями, надеясь, что найдет смерть в бою. А тут еще на него напал отряд его противников-иудеев. Эта битва стала главным триумфом в жизни Ирода. Ему как раз сообщили, что мать жива. Ирод поклялся, что отметит это место, где Бог послал ему славу, а его близким — спасение от гибели. Впоследствии тут вырос комплекс построек, который был назван Иродион.
На идумейской территории их ждал младший брат Ирода Иосиф. Большую часть воинов распустили, остальных спрятали в крепости Масада для охраны близких Ирода.
В 80 километрах от Иерусалима теперь находится заповедник Эйн-Геди, а в 20 километрах от него — Масада, мощная крепость на вершине огромной скалы, которая высится недалеко от берега Мертвого моря. Географическое положение крепости в зоне безводной пустыни, вдали от населенных пунктов, и природная неприступность сделали ее безопасным убежищем. Слово «мецад» или «мецада», в греческом произношении — «масада» употреблялось для обозначения крепости вообще, а в конце периода Второго Храма — стало названием этой определенной крепости в Иудейской пустыне. Масада стала чрезвычайно мощной еврейской крепостью примерно в 142 году до н. э.
Парфяне осадили крепость. Началась засуха, Иосиф готовил было отчаянный прорыв осады, чтобы обратиться за помощью в арабскую столицу Петру, но случилось чудо — выпал редкий в этих местах дождь, и Иосиф позже прорвал осаду.
Парфяне захватывали все новые земли и творили там бесчинства. Иудеи поняли, что для них Парфия даже хуже Рима. Ирод был уверен, что в сложившейся ситуации римлянам нужен именно такой человек, как он, и направился в Рим, чтобы это доказать. Тем временем парфяне напали и на Идумею. Фасаил то ли погиб, то ли покончил с собой в темнице, а может быть, его отравил Антигон. Гиркану отрезали уши, чтобы он никогда не смог быть первосвященником, ибо на эту должность назначался только человек без физических недостатков. Ирод узнал об этом на побережье Средиземного моря, находясь в пограничном посту египетской царицы Клеопатры. Узнав о смерти Фасаила, он испытал двойственное чувство. С одной стороны, было жаль брата, с другой — потенциальным соперником меньше…
--------------------------------------------------------------

                               
Категория: Книги
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Меню сайта

Чат

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

 
Copyright Redrik © 2016