Четверг, 08.12.2016, 10:55
TERRA INCOGNITA

Сайт Рэдрика

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Книги

Олег Смыслов / Асы против асов. В борьбе за господство
14.02.2013, 02:13
   К концу 1930-х гг. уровень советской авиапромышленности был достаточно высоким, а производственные мощности авиазаводов, созданных за две пятилетки, обеспечивали массовый выпуск самолетов и моторов. Тем не менее в 1939 г. основные типы советских истребителей, находившиеся в серийном производстве, отставали от многих зарубежных образцов. Сталин очень болезненно переживал неудачи своих «соколов» и в Испании, и в Монголии, а потом и в Финляндии.

   Жарким летним днем 1939 г. авиаконструктора А. С. Яковлева срочно вызвали в Кремль. Ему хватило ровно 15 минут добраться до места. «В кабинете Сталин и Ворошилов о чем-то оживленно разговаривали, — вспоминал Яковлев. — Поздоровались, Сталин сразу же спросил, что важнее для истребителя — скорость или маневр? У летчиков мнения разные — одни за маневр, другие за скорость. Решили спросить у конструктора. Что скажете?
   Я ответил, что опыт воздушных боев в Испании уже дал убедительный ответ на этот вопрос. Пока немцы не применили там скоростных «мессершмиттов», наши летчики на маневренных И-15 и И-16 били врага, а с появлением «мессеров» им пришлось туго.
 — Вы уверены, что мы не ошибаемся, делая упор на быстроходные истребители?
 — Уверен, товарищ Сталин, — ответил я.
 — Я тоже так думаю, — сказал Сталин, — а он сомневается.
 — Душно сегодня, — Ворошилов расстегнул ворот своего маршальского кителя и, уклоняясь от дальнейшей дискуссии, с улыбкой обратился к Сталину, кивая на меня: — Вот ему хорошо, что с него возьмешь? Конструктор!»
В конце июля по предложению вождя Александр Николаевич встретился с комбригом Денисовым, высоким стройным брюнетом, Героем Советского Союза. Вот что рассказал Яковлев об этом: «Встреча с командиром группы истребителей И-16 в Испании Сергеем Прокофьевичем Денисовым оказалась действительно весьма интересной и полезной для меня, конструктора, не только потому, что он рассказал много интересного как очевидец и участник воздушных боев с немецкими и японскими летчиками, но также и потому, что он с исключительным знанием дела посвятил меня в сущность современной воздушной войны (...). Говоря о тактике истребительной авиации, он отметил, что на И-16 мало сбивали истребителей противника из-за малого калибра и разноса установленных в крыльях пулеметов. Сергей Прокофьевич рассказал о своем разговоре со Сталиным, который удивил его своей осведомленностью в вопросах авиации. Сталин, по словам Денисова, оказался даже в курсе таких деталей, как вооружение английских истребителей «Спитфайр», у которых пулеметы, в отличие от немецких «мессершмиттов», с одной центральной авиапушкой и двумя синхронными (стреляющими через плоскость вращающегося винта) пулеметами, далеко разнесены от оси самолета и установлены по размаху крыльев. Особенно Сталин интересовался тем, как целесообразнее вооружить истребители — пушками или пулеметами и какой огонь действеннее — прицельный, из одной крупнокалиберной пушки, или рассеянный, из нескольких пулеметных стволов.
Оказывается, по этому и другим подобным вопросам Денисов еще в 1937 г., учитывая опыт первого периода гражданской войны в Испании, по личной инициативе написал докладную записку руководителям Военно-воздушных сил и авиапромышленности. Но записку оставили без внимания, никаких мер принято не было, и спустя два года в боях на Халхин-голе недостатки наших И-16 и «чаек» оставались прежними». О чем же написал Денисов?
Во-первых, о том, что концепция деления истребителей на маневренные и скоростные порочна.
Во-вторых, что у наших истребителей должна быть радиосвязь, стрелковое вооружение как по калибру, так и по размещению на самолете неудовлетворительно.
В-третьих, что немецкие истребители превосходят советские как по скорости полета, так и по стрелково-пушечному вооружению.
Были и другие заявления. Так, в конце 1938 г. начальник одного из отделов Научно-исследовательского института ВВС, инженер, летчик-испытатель И. Ф. Петров, подводя итоги опытного строительства за год и сопоставляя летнотактические данные самолетов отечественного производства с самолетами вероятных противников, откровенно заявил: «Результаты сравнения получаются не в нашу пользу. Особенно большие прорывы мы имеем в истребительных и разведывательных самолетах. Наши истребители находятся на уровне 1935–1936 годов...»
Уже тогда становилось понятно, что воздушный бой ввиду нарастания скорости у истребителей переместится в вертикальную плоскость. Только это значительно изменит тактику истребительной авиации. Но к этому советские летчики подойдут лишь в годы войны. А пока выводы Денисова не были подкреплены «всесторонним анализом воздушной войны в Испании, и, в первую очередь, оценкой нашего и немецкого оперативного военно-авиационного искусства и с непременным акцентом на развитие в нем наиболее перспективных тенденций», писал главный маршал авиации А. А. Новиков.

   В межвоенный период важнейшим направлением развития авиационной техники являлось совершенствование конструктивной компановки самолетов. Уровень развития авиапромышленности крупнейших держав мира позволил в 30-х годах перейти от производства самолетов деревянной конструкции, обтянутой перкалью, к цельнометаллической.
   В самолетостроении СССР применялись плакированный дюралюминий, высокопрочная сталь, легкие сплавы повышенной прочности, облагороженная древесина. Наряду с этим в ряде стран по-прежнему строились самолеты деревянной и деревянно-металлической конструкции.
   Вторым направлением развития авиатехники являлось улучшение аэродинамики самолетов, что достигалось за счет совершенствования поверхности фюзеляжа и крыльев, зашиты ее от коррозии, удаления из воздушного потока ряда элементов конструкции самолета (пулеметов, пушек, растяжек, шасси и т.д.), выбора более оптимальной формы крыла.
   Определенно, важную роль в улучшении аэродинамических качеств самолетов сыграло создание закрытых кабин, механически убирающихся в полете шасси и хвостовых колес, качественных лаков для покрытия фюзеляжа и крыльев...
  Серийное производство самолетов целевого назначения стало третьим направлением в развитии авиатехники, а усовершенствование характеристик силовых установок — четвертым.
   Благодаря повышению мощности, надежности, экономичности, высотности авиадвигателей, изменению форм воздушных винтов увеличивалась тяга двигателей. Это достигалось еще и благодаря применению более качественных высокооктановых топлив, повышения степени их сжатия в цилиндрах. Так, с 1918 по 1939 г. мощность авиадвигателей в истребительной авиации возросла почти в пять раз. При этом продолжительность работы авиадвигателей к концу 1930-х гг. увеличилась до 5–10 раз, а удельный вес их стал в два раза легче.
Факторы увеличения мощности и высотности авиадвигателей при параллельном уменьшении их удельного веса, а также совершенствование конструктивных и аэродинамических схем самолетов значительно повлияли на совершенствование тактико-технических характеристик самолетов в межвоенный период. Например, максимальная скорость фронтовых истребителей с 1918 по 1939 г. увеличилась в 2,7 раза.
Продолжительность полета фронтовых истребителей к началу Второй мировой войны существенных изменений не претерпела, но рост максимальных скоростей позволил им за то же время пролетать большее расстояние (1000 км).
Практический потолок у отдельных типов истребителей увеличился более чем в 1,5 раза (с 7000 до 11 000 м). При этом преимущество истребителей по высоте полета над другими типами самолетов оставалось незначительным. Только по отношению к четырехмоторным бомбардировщикам оно возросло на 500 м.
Мощность авиадвигателей способствовала возрастанию скороподъемности самолетов. Например, одноместные истребители набирали высоту 5000 м за 5–6, а двухместные за 7–8 мин.
Повышение живучести самолетов — пятое направление в развитии авиатехники. Вместо полотна на крыле стала применяться тонкая металлическая обшивка, а в самолетостроении ряда стран еще и бронирование самолетов.
Кроме пилотажных и аэронавигационных приборов в меж-военный период появились и новые. Например, вариометр, гирополукомпас, авиагоризонт, радиополукомпас. Основным средством связи и управления в авиации многих стран стало радио.
С ростом производства самолетов во многих странах мира значительно увеличился и боевой состав Военно-воздушных сил. При этом если в Советском Союзе количество боевых самолетов с 1918 по 1938 г. возросло более чем в 37 раз, то в Германии (с 1916 по 1938 г.) только в 1,5 раза.
В межвоенный период увеличивалось количество и улучшалось качество пулеметного вооружения самолетов. Так, в 1918 г. истребитель имел 1–2 пулемета, в 1939 г. — 4–6, а некоторые и 8. По сравнению с Первой мировой войной скорострельность авиационных пулеметов возросла в три раза (с 600 до 1800 выстрелов в минуту). Некоторые типы самолетов оснащались крупнокалиберными пулеметами (12,7 мм, 13,2 мм), а в ряде стран пулеметное вооружение даже заменялось пушечным.
Наиболее распространенным у авиапушек стал калибр 20 мм (СССР, Германия, США, Франция), с весом снаряда для пушек от 96 до 500 г., начальной скоростью от 380 до 830 м/с, темпом стрельбы от 100 до 1000 выстрелов в минуту, весом оружия от 23 до 113 кг и, как правило, барабанной системой питания.
Возросшие боевые возможности истребительной авиации в 1930-х гг. значительно расширили круг решаемых ею задач по сравнению с Первой мировой войной. В некоторых государствах этот род авиации стал самым многочисленным в межвоенный период.
Все изменения в авиатехнике и вооружении истребительной авиации оказали самое существенное влияние на развитие ее тактики. Возросшие скорости истребителей к 1939 г. изменили характер воздушного боя. В нем повысилась возможность достижения внезапности атаки и сокращалось время сближения с воздушной целью. Однако большие скорости ограничивали выполнение резких маневров, тем самым предъявляя более высокие требования к уровню воздушно-стрелковой подготовки. Улучшение бортового оружия повысили роль первой атаки и уменьшили возможности выполнения повторных атак. От первой атаки до второй проходило около 5 минут.
Различие максимальных скоростей истребителей в разных странах оказывало влияние на характер маневра в воздушном бою. Например, советские летчики на истребителях И-15, И-153, максимальная скорость которых была соответственно 370 и 443 км/ч, а время виража 8–11, 4 с преимущественно вели воздушный бой на виражах. Немецкие же летчики на истребителе Me-109, имевшем скорость 546 км/ч и время виража — 26–29 с, — в вертикальной плоскости.
В 1930-е гг. менялись способы атак воздушных, наземных и морских целей. Совершенствовались параметры боевых порядков, возросли дальность и эффективность поражения воздушных целей.
Советские истребители действовали в сомкнутых боевых порядках, что обуславливалось их вооружением (в основном пулеметы), а приемопередающая радиостанция имелась только на самолетах командира эскадрильи и выше.
По воздушно-стрелковым расчетам считалось, что для уничтожения в воздухе среднего бомбардировщика необходимо сосредоточить на нем огонь не менее трех истребителей. Следовательно, основу боевых порядков советской истребительной авиации представляло звено из трех самолетов в плотном (сомкнутом) строю.
В люфтваффе истребитель Ме-109, на оснащении которого имелась 20-мм пушка и два пулемета, а также приемопередающая радиостанция, применяли разомкнутые боевые порядки. Первичной огневой единицей немецких истребителей была пара самолетов. Звено состояло из двух пар. Немцы считали, что ведущий в паре истребитель, имеющий эффективное пулеметно-пушечное вооружение, в состоянии один уничтожить своим огнем воздушную цель.
С ростом боевых возможностей ВВС в корне изменились цели борьбы за господство (превосходство) в воздухе.
От исключения или максимального ослабления возможностей противника вести воздушную разведку и корректировать артогонь (в Первую мировую) к концу 1930-х гг. эти цели обуславливали создание условий для боевых действий всех вооруженных сил и функционирования тыла страны без серьезного противодействия вражеских ВВС, лишая этих условий противника. Соответственно, изменились взгляды на размах, способы и формы борьбы за господство, так как в течение межвоенного периода ВВС, развиваясь количественно и качественно, превратились в одно из основных средств ведения военных действий.
Выбор главного способа борьбы за господство (превосходство) в воздухе исходил от уровня развития родов ВВС. Например, в Советском Союзе и Англии, имеющих значительное количество истребительной авиации, таким способом борьбы считалось уничтожение самолетов противника в воздухе. В Германии и Италии главным способом считали уничтожение самолетов противника на аэродромах.
  -------------
  "Скачайте книгу в нужном формате и читайте дальше"
Категория: Книги
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Меню сайта

Чат

Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 39
Пользователей: 1
Marfa

 
Copyright Redrik © 2016